Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №10 г.Лиды имени А.А.Климко
Подключая Интернет, мы попадаем в виртуальный мир. Мир этот не всегда бывает безопасным для нас взрослых, а для наших детей? Одна из опасностей для детей-интернет -груминг.
Груминг (grooming) – еще одно слово, связанное с Интернетом и детьми, которое нужно выучить родителям как «Отче наш». Правда, значение этого слова далеко отстает от святости. Груминг – это тактический подход взрослого человека к несовершеннолетнему, как правило, с сексуальными целями. Речь идет о намеках, соблазнениях и манипуляциях, то есть уголовно наказуемых действиях.
До сих пор в традиционном оффлайновом мире данному типу преступников требовалось потратить несколько месяцев для того, чтобы втереться в доверие к своим жертвам – они даже знакомились с их семьями, дабы не вызывать подозрения. Но благодаря Интернету цепочка сократилась, и все процессы упростились.
Педофилы стали посещать те чаты, которые наиболее популярны среди детей. Они в курсе последних молодежных тенденций в мире моды, музыки или спорта, что позволяет им мимикрировать под ребенка или человека, который очень любит детей и разделяет их интересы. Наиболее эффективно преступник может действовать по отношению к детям младшего возраста, которые более наивны и уязвимы, чтобы впоследствии сосредоточить свои преследования именно на них. Он позиционирует себя в качестве «старшего друга» для своих потенциальных жертв.
Преступник постепенно собирает персональную и контактную информацию о ребенке. Используя такие методы, как соблазнение, провокация, отправление порнографических картинок, преступник в итоге добивается того, чтобы ребенок разделся или совершил действия сексуального характера перед веб-камерой, или отправил свои откровенные фотографии. После этого преступник начинает запугивать жертву, отправляя ей письма с требованием прислать более откровенный материал или вступить с ним в физическую близость и совершить половой акт.
Постепенно происходит переход из виртуального мира в реальный. Первый контакт может очень быстро перерасти из общения в открытом чате, публичном или полупубличном, в полностью закрытый чат, потом в электронную почту, затем следует обмен текстовыми SMS-сообщениями через мобильные телефоны или даже голосовыми сообщениями через Интернет.
Были случаи, когда преступник отправлял ребенку мобильный телефон - трубку, чтобы быть уверенным в том, что родители ребенка не знают об этом телефоне и не могут контролировать их «общение».
Как понять, что ребенок стал жертвой груминга?
- ребенок становится замкнутым, грустным, напряженным, хотя раньше вы такого за ним не замечали. Он стал по-другому вести себя с учителями, детьми, родителями;
- ребенок потерял интерес к обучению, резко снизились успехи в учебе;
- ребенок где-то витает, не фокусирует внимание, постоянно в телефоне и очень расстроен;
- у ребенка стали очень быстро уходить карманные деньги.
Так же есть приметы, по которым сам подросток может понять, что виртуальное общение несет опасность:
Как предупредить груминг?
Для того чтобы этот риск предупредить, с ребенком в первую очередь нужно о нем говорить.
Очень важен контакт и доверительные отношения с ребенком, которые должны быть выстроены еще до того, как вы начнете говорить с ним о сексе или рисках в интернете.
Стоит обсудить эту тему не запугивая или запрещая пользоваться социальными сетями (так вы его изолируете от информации, что может привести к буллингу в школе), а объясняя и размышляя вместе.
Детям часто кажется, что в онлайне можно делать что угодно, ведь у них есть "броня" в виде экрана гаджета и они не понимают, как виртуальные проблемы могут перерасти в реальные риски для жизни.
В беседе стоит обратить внимание на то, что связь между онлайном и офлайном гораздо больше, чем кажется на первый взгляд и что люди в онлайне могут быть совсем не теми за кого себя выдают.
Договоритесь, что ребенок:
- не публикует и никому не посылает свою личную информацию (адрес места жительства, телефон, номер школы, информацию о родителях, логин и пароль страницы);
- не ставит геометки в тех местах, где он живет/учится/часто бывает;
- не встречается с людьми, которых он знает только в сети, без вашего ведома;
- не отправляет свои интимные фото как знакомым, так и незнакомым в реальной жизни людям.
Попросите не отвечать на странные или нежелательные сообщения, научите ребенка блокировать пользователей, закрывать свою страницу от просмотра.
Обсудите тему онлайн общения с незнакомцами. Запреты работают не всегда, но ребенок должен понимать о рисках и последствиях.
Если странная/провокационная информация пришла в виде рассылки на почту или в социальную сеть – сделайте принтскрин и сразу свяжитесь со службой поддержки этого ресурса. Так вы сможете обезопасить себя и других детей, которые тоже получили такие сообщения и возможно на них отреагировали.
Объясните, что в сети нет ничего скрытого и страничку/переписку ребенка могут взломать и все материалы станут доступны недоброжелателям. Поэтому не стоит обсуждать интимные вопросы в интернете.
Родители, помните: необходимо научить детей 1) не переписываться с малознакомыми людьми, 2) не скачивать файлы, полученные от малознакомых людей. Это целиком Ваша обязанность, никто этого не сделает за Вас!
Что делать, если ребенок стал жертвой такого преступления?
Дома не должно быть табу на вопросы от детей. Ребенок должен чувствовать и понимать, что чтобы ни случилось, вы с ним в одной лодке и всегда на его стороне.
Важно поддержать ребенка и ни в коем случае его не обвинять, покажите, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть и поможете справиться с этой проблемой.
Необходимые шаги:
свернуть
Дата |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Класс |
Время |
Тема консультации |
27.01.2024 |
Бартошевич Е.А.
|
11
|
12.00
|
«Роль поддерживающих занятий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам на II ступени общего среднего образования» |
Кошко Р.Б. |
11 «А», 11 «Б» |
12.30 |
«Роль повторения учебных материалов при подготовке к сдаче ЦЭ по русскому языку» |
|
Бурдей М.Г. |
5 |
11.00 |
«Роль поддерживающего занятия при подготовке к урокам» |
|
03.02.2024 |
Ивуть А.А.
|
9 «Б»
|
11.00
|
«Особенности использования немецкого языка в ситуациях общения» |
Машкало М.Ю. |
11 «А», 11 «Б» |
12.00 |
«Как помочь ребенку подготовиться к ЦЭ по химии» |
|
10.02.2024 |
Леошко И.И. |
6 |
10.00 |
«Компьютер: «за» и «против» |
Игнатчик Н.В. |
1 |
10.00 |
«Развитие ребенка на уроках трудового обучения» |
|
Гурский М.А. |
10 «А», 10 «Б» |
10.00 |
«Особенности подготовки домашнего задания по черчению» |
|
Волченкова Л.Д.
|
7 |
11.00 |
«Как повысить граммотность ребенка» |
|
Табола О.К. |
9 «А», 9 «Б» |
11.00 |
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики” |
|
17.02.2024 |
Машкало М.Ю.
|
7 |
12.00 |
«Почему химия является проблемным предметов» |
Липинская Т.Ю.
|
9 «А», 9 «Б» |
11.00 |
«Рыхтуемся да экзамену разам» |
|
Грекас Г.А.
|
11 «Б» |
10.00 |
«Особенности изучения иностранного языка» |
|
24.02.2024 |
Бартошевич Е.А.
|
6 |
12.00 |
«Особенности подготовки домашнего задания по истории на II ступени общего среднего образования» |
Бурдей М.Г. |
6-7 |
10.00 |
«Роль поддерживающих занятий при подготовке к урокам» |
|
02.03.2024 |
Ивуть А.А.
|
8 |
11.00 |
«Специфика изучения лексических единиц в немецком языке» |
Игнатчик Н.В.
|
5 |
10.00 |
«Как подготовиться к уроку трудового обучения» |
|
16.03.2024 |
Петрова Я.Ю. |
11 «Б» |
10.00 |
«Рациональные приемы подготовки к ЦЭ» |
Жэбрык Г.Э. |
8 |
10.00 |
«Помощь родителей в подготовке к экзаменам» |
|
Семёнов В.Н. |
11 «А» |
10.00 |
«Роль повторения учебного материала при подготовке к республиканской контрольной работе по истории Беларуси» |
|
Дамшевич Т.А. |
8 |
12.05 |
«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств учащихся» |
|
23.03.2024 |
Кошко Р.Б.
|
8 |
12.05 |
«Физиологическое взросление и его влияние на формировние познавательных и личностных качества учащихся» |
Волченкова Л.Д.
|
10б «Б» (п) |
11.00 |
«Особенности учебы в профильном классе» |
|
06.04.2024 |
Шиш Н.И. |
9 «А», 9 «Б» |
10.00 |
«Особенности проведения экзамена по истории Беларуси» |
13.04.2024 |
Кошко Р.Б.
|
9 «А», 9 «Б» |
12.30 |
«О роли родителей в подготовке учащегося к экзамену по русскому языку (изложение)» |
Табола О.К. |
9 «А», 9 «Б» |
11.00 |
«Помощь родителей в подготовке к выпускному экзамену по математике» |
|
20.04.2024 |
Ліпінская Т.Ю.
|
5 |
11.00 |
«Як дапамагчы дзіцяці вучыцца” |
27.04.2024 |
Макаревич С.Я.
|
9 «А», 9 «Б» |
13.00 |
«Быть здоровым – модно!» |
Шауро Л.Р.
|
4 |
10.00 |
«Почему иностранный язык сложный предмет?» |
|
04.05.2024 |
Шауро Л.Р./Грекас Г.А.
|
11 |
10.00 |
«Как справиться с внешним миром перед экзаменом» |
11.05.2024 |
Леошко И.И. |
7 |
10.00 |
«Компьютерные игры и их влияние на психоэмоциональное состояние учащегося» |
18.05.2024 |
Панкевич М.Ю.
|
8 |
10.00 |
«Роль поддерживающих занятий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам на II ступени общего среднего образования» |
Тежик В.С.
|
3 |
11.00 |
«Как заинтересовать детей на уроке английского языка» |
|
Петрова Я.Ю.
|
11б |
10.00 |
«Как помочь ребенку в период подготовки к ЦЭ» |