Замещающие семьи

Государственное учреждение образования "Лидский районный социально-педагогический центр":

  • по направлению управления образования Лидского райисполкома  проводит психологическую диагностику и обучение кандидатов в усыновители, приёмные родители и родители-воспитатели;

  • осуществляет консультирование приёмных родителей, родителей-воспитателей, опекунов, попечителей по вопросам воспитания детей;

  • ежемесячно организует встречи в "Школе замещающего родителя" для приёмных родителей, родителей-воспитателей, опекунов, попечителей;

  • ежеквартально проводит методические объединения приёмных родителей и родителей-воспитателей;

  • проводит занятия для воспитанников замещающих семей.

 Контактные телефоны:

управление образования тел. 529776

Лидский РСПЦ   тел. 657951

Зачем человеку нужны две руки?

Каждый взрослый человек при виде счастливых и веселых ребятишек непременно улыбнется и подумает: «Они такие непосредственные, искренние, позитивные. Вот так и надо воспринимать мир, вот так и надо радоваться каждому дню, подаренному тебе!»

А где-то рядом с ними  живут мальчики и девочки, но в их маленьких глазках, которые должны светиться радостью и счастьем, – совсем недетская тоска.

Ни для кого не секрет, что сотни детей живут в детских домах, приютах, интернатах.  А ведь у них могла бы быть совсем другая жизнь. Жизнь с мамой и папой. С мудрыми людьми вокруг, со всеми детскими шалостями, каруселями и летним семейным отдыхом у моря.

«В комнате черная ночь, все спят. Мне снится сон, что я, как будто с мамой и папой, еду на машине к бабушке. Папа шутит, рассказывает смешные анекдоты. Он хочет открыть окна в машине, потому  что жарко, но мама не разрешает, ведь  я могу простудиться. Мы едем по мосту, и я кричу: «Пошли купаться!» Мы с папой спускаемся к речке, а мама остается на берегу. Папа ныряет и достает из  воды темно-зеленого рака. Мама пугается и начинает кричать, а мы с папой – хохотать. Эти  девчонки большие трусихи, мужчины смелее…

Теперь я знаю точно, зачем человеку нужны две руки: чтобы одной держать маму, а другой – папу!»

Кто-то скажет, что это обычный сон, но для ребенка, оставшегося без родительской заботы и ласки – это счастливый сон, который обязательно сбудется.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке ребенка»- писал Ф.М.Достоевский. А если в счастливом мире невинные дети страдают от одиночества, разве этот мир может быть счастливым?

Каждый день мы куда-то спешим, суетимся, ставим перед собой задачи, достигаем поставленных целей, работаем на благо своего предприятия, фирмы, семьи, своих детей. В каждодневной суете мы забываем, что есть дети, которые терпеливо ждут исполнения своих обычных, счастливых снов. Казалось бы, государство делает для них много - построило теплые, уютные детские дома и приюты, выделяет деньги на еду, одежду, обувь, игрушки. Но глаза у маленьких жителей все равно грустные… Отчего бы это? Каждый додумает сам…..

 В то же время сотни взрослых людей мечтают стать родителями, подарить свою любовь маленькому человечку, расти вместе с ним, вместе радоваться каждому прожитому дню. И все как-то не решаются сделать первый шаг к своему родительскому счастью… Почему?

Одно из главных препятствий к тому, чтобы тысячи детей, оставшихся без родителей, вновь обрели семью – это мифы и стереотипы, прочно вросшие в общественное сознание. Они пугают, заставляют опускать руки и калечат судьбы  детей.

К сожалению, мифы – очень сильны и упорны. Они сидят глубоко в сознании, мешая думать и действовать. Отмахнуться от них невозможно, их можно только преодолевать. А для этого их  надо знать в лицо. 

МИФ 1 «Главная опасность - гены»

Главный враг усыновления и приемного родительства – миф о негативной наследственности сирот. Нередко можно слышать, что «социальные сироты – дети алкоголиков, а потому - никакое воспитание не исправит ребенка, родившегося в неблагополучной семье». К этому мифу прибегают люди, которые сами усыновить, или принять на воспитание ребенка в свою семью не могут или не хотят. Вот такое оправдание. 

Необоснованность этого мифа доказывается элементарно. Во-первых, у кандидатов в усыновители и приемные родители есть широкие возможности предварительного знакомства с ребенком, предлагаемым для устройства в замещающую семью. Во-вторых, характер ребенка складывается десятилетиями, и каким вырастет ребенок – зависит от семейной среды и атмосферы, в которой он воспитывается.  Подавляющее большинство зарубежных и отечественных ученых и практиков с убедительностью доказывают, что результат семейного воспитания определяется средовыми, а не наследственными факторами. И, в-третьих, в нашей практике огромное число примеров успешного усыновления и приемного родительства. Ведь генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым.

МИФ 2  «Брошенные дети – больные»

К сожалению, дети из детских домов очень редко могут похвастаться совершенным здоровьем. Многие из них имеют психосоматические заболевания, часто встречаются энурез, лорзаболевания, гастриты. Часто ребятишки имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения в развитии речи и т.д.

Взрослые зачастую не понимают, что причина этих заболеваний кроется в психической травме, которую пережил ребёнок в результате  эмоционального отвержения со стороны родителей.

Отсюда следует очень важный вывод: наладится жизнь — и все наладится. Всякий ребенок хочет жить, расти и развиваться. Когда он увидит и поверит, что его любят, за него «болеют», он обязательно постарается наверстать упущенное. И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два жизни в любящей, заботливой семье ребенок буквально расцветает, он быстро растет, развивается,  старые  болезни проходят.

МИФ 3  «Ребенка из детдома берут только те,  у кого своих нет»

То есть приемный ребенок понимается как последняя возможность, когда «правильным» способом стать родителями не удалось. На самом деле это совсем не так. В  белорусской  практике большинство приемных родителей -  люди, уже имеющие детей.

Миф этот вреден тем, что мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребенка, ведь это «только для бездетных». Между тем именно они могли бы стать прекрасными приемными родителями, поскольку опыт позволит им меньше беспокоиться и получать больше радости от общения с ребенком. 

Во всем цивилизованном мире все больше крепнет убеждение, что брать детей в семью - нормально, в этом нет ничего особенного (ни постыдного, ни героического), это обычная человеческая практика.

МИФ 4  «Лучше взять очень маленького, тогда будет как свой» 

Стремление взять маленького ребенка может быть вполне оправданным: например, пара, никогда не имевшая детей, хочет насладиться всеми этапами родительства, «понянчиться».

Но в целом стереотип «только маленького» - один из самых вредных для семейного устройства детей. Для многих детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте старше 5-6 лет, это предубеждение становится приговором, обрекая их на жизнь в учреждении. Неужели семилетний ребенок не нуждается в родительском воспитании и заботе?

Опыт показывает, что возраст ребенка (как и пол) далеко не самая важная характеристика при прогнозе успешности его устройства в семью. Трехлетний ребенок с опытом тяжелой эмоциональной травмы, все время проживший в учреждении, может быть гораздо более сложным, чем  десятилетний, живший в семье, которая постепенно спивалась, но вместе с тем как-то любила и заботилась.

И все-таки самый опасный миф в любом деле звучит так: «Все равно ничего не изменишь».  Но наш опыт, опыт многих  семей доказывает, что это не так.

В большинстве цивилизованных стран нет детских домов. Их не будет и  у нас, потому что наши семьи не меньше способны любить и заботиться о детях, а наши дети не меньше заслуживают любви и заботы.

Вопреки всем мифам, правда заключается в том, что помочь ребенку, лишенному самого главного – семьи, обрести счастье и стать самому полноценным, счастливым родителем просто.