Молодому специалисту

Технология проектирования современного урока в условиях системно-деятельностного подхода

развернуть

Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
  2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
  3. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
  4. Организация урока динамична и вариативна.
  5. На уроке используются современные педагогические технологии.

Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, а также методических рекомендациях в разрезе    технологии     системно-деятельностного подхода.

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваем детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении ... задач», «напишем самостоятельную работу», «повторим ... изученной темы» и т. п.)

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Возникновение проблемной ситуации.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение ... задач и обсуждение проекта их решения.

  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  • выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в  процессе    первичного    закрепления
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 5-7 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

свернуть

Технологии интенсивного обучения

развернуть

Технологии организации образовательного процесса при интенсивном обучении

Технология

Ключевые понятия

Цель

(условия)

Алгоритм реализации

(методики реализации)

Технология проектного обучения

Проект

Образовательный проект

сотрудничество

Создать условия, при которых учащиеся:

1)Самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников

2)учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

3)приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах

4)развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)

1)разработка проектного задания

2)работа над проектом в группах

3)защита проекта

4) подведение итогов деятельности

Технология проблемного обучения

Проблема

Проблемная ситуация

Проблемное обучение

Это не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности обучающихся и развития их творческих способностей. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность на до создать и соответствующие внешние условия. Начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация

1)Создание проблемной ситуации

2)Принятие проблемы к решению

3)Решение проблемной задачи

4)Применение нового знания

Технология коллективного взаимообучения

Самостоятельная работа

Взаимообучение

Динамическая пара

Диагностика умений: умение работать с новым текстом, структурировать текст, отбирать и объяснять новый материал

Формирование умений делового общения: высказываться конкретно, информативно, точно формулировать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести конструктивный диалог,

взаимопомощь и взаимоподдержка;

Усвоение информации по предложенной теме

 

1)Вводная лекция-инструкция

2)Индивидуальная работа с текстом

3)Работа в парах сменного состава

4)Групповая работа

5)Мини-конференция

6) Подведение итогов

Технология модульного обучения

Модульная программа (систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения)

Модуль (1: устное изложение учителем основных вопросов, тем, раскрытие узловых понятий; 2) использование теоретического материала при выполнении упражнений: самостоятельные и практические работы, где обучающиеся по руководством преподавателя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют; 3) предварительный контроль знаний, повторение и обобщение темы, возможна работа с компьютером, индивидуальные карточки, тесты и т.п.; 4) контроль знаний)

Учебный элемент (это шаг к достижению интегрирующей цели занятия, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута)

Жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организация работы учащихся с учащимися с полными, логически завершёнными учебными блоками

1)Определение места модульного занятия в теме

2)Формулировка темы учебного занятия

3)Определение и формулирока учебного занятия и конечных результатов обучения

4)Подбор необходимого фактического учебного материала

5)Отбор методов и форм преподавания и контроля

6)Определение способов учебной деятельности учащихся

7)Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение частной дидактической цели каждого из них

8)Составление модуля данного учебного занятия

9)Подготовка необходимого количества копий текста учебного задания (модуль должен быть у каждого учащегося)

Технология развития критического мышления

Мышление

Критическое мышление

Развитие критических навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в реальной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.

Способствует повышению коммуникативного потенциала личности.

1)Вызов (активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения)

2)Осмысление (организация деятельности обучающихся на данном этапе реализации технологии направлена на получение ими новой информации, корректировку ранее поставленных целей обучения

3)рефлексия (направлена на реализацию процесса мышления, рождения нового знания, а также постановку учащимися перспективных целей обучения)

Кейс-технологии

Ситуация

Анализ

Анализ ситуации

Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения.

Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей внутренней средой.

Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания.

Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация.

Построение системы оценок ситуации, ее составляющих условий, последствий, действующих лиц.

Подготовка предсказаний относительно вероятного потенциального и желательного будущего.

Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации.

Разработка программ деятельности в данной ситуации.

Структура кейса

1)Ситуация

2)Контекст ситуации

3)Комментарий ситуации

4)Вопросы или задания для работы

5)Приложения

Алгоритм работы с кейсом

1)Ознакомление с текстом кейса

2)Анализ кейса

3)Организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации

4)оценивание участников дискуссии 5)Подведение итогов

Технология игрового обучения

 

Тренинг (экстрим-тренинг, видео тренинг, тренинг командообразования)

Ролевые игры (инсценированные, инвертированные)

Имитационные игры (игры-симуляции или игры-«катастрофы», деловые игры)

Целенаправленная деятельность по усвоению определённых знаний, умений и навыков, их применение

1)Краткое описание

2)Распределение ролей

3)Проведение игры

4)Обсуждение итогов реализации игровой технологии

Технология реализации рефлексивной деятельности

Интеллектуальная

Личностная

Кооперативная

Коммуникативная

Усиление роли рефлексивной составляющей содержания учебных дисциплин, направленное на активизацию эмоциональных переживаний учащимися учебной проблемы;

Проектирование на учебном занятии рефлексивнонасыщенной образовательной ситуации, которая побуждает к переосмыслению знаний как ценности

Проблематизация содержания учебных дисциплин, что предполагает создание на учебных занятиях такой ситуации, в которой учащиеся убеждаются в невозможности решения учебной задачи известными им способами без приобретения и освоения новых

Реализация диалогического подхода, предусматривающего открытость знаний и отношений учителя и учащихся к обогащению опытом переживаний их личностных смыслов

Организация активной познавательно-рефлексивной деятельности на учебном занятии, формирующая у учащегося отношение к себе как к субъекту учебной деятельности, от которого, в первую очередь, зависят результаты обучения.

Рефлексивные методики:

Дерево настроения

Инфо-прогноз

Выбери расстояние

Оценочное окно

Мини-сочинение

Разбери слово по буквам

Зашифруй текст

Дополни предложение

Одни вопросы

Технология создания временного учебного коллектива

Оформление места проведения (размещение мебели по кругу)

Создание образовательной среды

Эффективное взаимодействие

Знакомство обучающихся

Создание психологически благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала личности

Активизация самооценочной деятельности обучающихся

Создание условий для самореализации каждого участника

«Нормы работы»

 

«Желательно. Обязательно. Нельзя»

«Круг знакомств»

«Имя и жест»

«Имя-аллитерация»

«Отыщи того, кто…»

«Кто родился в мае…»

«Ромашка»

«Догадайся сам»

«Комплимент»

«Слепой и поводырь»

«Путаница»

«Автобус»

«Тропический дождь»

свернуть

Критерии эффективного урока

развернуть

     Эффективный урок отличается:

  • Тщательной предварительной диагностикой, которая позволяет учителю учитывать все условия, при которых будет проводиться урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов.
  • Хорошей предварительной подготовкой, взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов.
  • Конкретной и диагностичной постановкой обучающих целей.
  • Ориентацией на разностороннее гармоническое развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации.
  • Основательным владением учителем учебным материалом.
  • Дидактической конструкцией, опирающейся на обоснованные педагогикой закономерности и принципы.
  • Напряженной, посильной и умело управляемой учителем работой всех учащихся.
  • Опорой на достигнутый уровень обученности и субъектный опыт учащихся.
  • Рациональным и целесообразным отбором всех дидактических средств.
  • Сотрудничеством, партнерством учителя и учащихся.
  • Дифференцированным подходом к ученикам.
  • Хорошо налаженной обратной связью.
  • Эффективным использованием каждой минуты урока.

 

Критерии эффективности урока:

 

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

  1. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

  1. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
  2. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

  1. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
  2. Достижение целей урока.
свернуть

Как правильно составить план урока

развернуть

      План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

  • Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

  • Воспитательные:

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

  • Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

  1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

  1. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

  1. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

  1. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

  1. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

  1. Организационный момент– обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

  1. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
  2. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

  1. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
  2. Выставление отметок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
  3. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

  1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

  1. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
  2. Принцип непрерывности предполагает, что:
  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

  1. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
  1. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

свернуть

Как подготовиться к открытому уроку

развернуть

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

  1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.
  2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики – это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

  1. Никогда не проигрывайте урок с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.
  2. Подготовьте самоанализ урока. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа урока, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.
  3. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если учащиеся уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие уроки, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

Теперь общие рекомендации к составлению плана:

  1. Определите цели урока. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить учащихся с биографией Толстого. Естественно, в уроке должен быть этап, где эта самая биография преподносится ( в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из учеников и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели – это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

  1. Обязательно проведите хронометраж урока. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап урока. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.
  2. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность урока. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии. Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше! Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование. Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки. Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку – не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться. Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит. Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя – когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".

Еще одно правило – обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.

свернуть

Варианты формулировки целей уроков разных типов

развернуть

Тип урока

Примерные формулировки целей

Формирование новых знаний

 

Учащиеся должны:

-иметь представление о ….

-иметь общие понятия о …

-распознавать …

- понимать содержание …

-ориентироваться в причинно – следственных связях …

- уметь выявлять закономерности …

Формирование новых умений и навыков

 

- уметь применять знания в стандартной ситуации;

- уметь самостоятельно выполнить задание …

- уметь раскрыть способ выполнения задания …

Закрепление и совершенствование знаний

- знать конкретную информацию …

- уметь (решить, провести анализ, сформулировать) …

- уметь воспроизводить полученные знания …

Систематизация и обобщение учебного материала

- знать …

- уметь систематизировать учебный материал …

- уметь делать обобщение ….

Проверка и оценка знаний

В зависимости от уровня контроля ( знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)учащиеся должны:

- уметь узнавать при внешней опоре ..

- уметь узнавать по образцу ..

- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ..

- уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию ..

свернуть

В помощь молодому специалисту

развернуть

Образец плана урока

 

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения: специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы. Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

Организационная часть — 2–3 мин. 2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин. 3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин. 4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин. 5. Завершение урока — 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

свернуть

Узелки на память

развернуть

            Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Всё вокруг меняется: общество, дети, природа и т.д. Классы учащихся с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко, такого практически не бывает. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определённого объёма знаний – это устаревшая концепция в наш век информационных технологий, когда общий объём информации, технологических знаний удваивается в каждые несколько лет. От учителя в современной школе требуется постоянное повышение квалификации. Важно, чтобы педагогический опыт соответствовал новейшим достижениям педагогической науки и практики. Вашему вниманию предлагаю алгоритмический метод проектирования современного урока. Данную алгоритмическую технологию рекомендую применять всем учителям предметникам, она поможет организовать свою деятельность учителям начальных классов и молодым специалистам. Представляю алгоритм эффективной деятельности учителя при проектировании урока, действуя по этой схеме можно спланировать, провести, проанализировать урок и внеклассное мероприятие по предмету.

Рассмотрите внимательно схему слева на право:

 

Линии обратной связи:

А – Учитель ставит цели, чтобы добиться результата деятельности учащихся.

В – Деятельность учителя направлена на ученика.

С – Деятельность ученика направлена на учителя.

Д – Анализ деятельности учителя (получив результат, сравнивает его с тем, что задумал учитель).

Рассмотрим этапы деятельности учителя при проектировании урока или внеклассного мероприятия.

  1. Планирование урока

Вам необходимо выполнить действия в следующих блоках:

  1. Модель учителя – оцените свои возможности, желания, настройте себя на позитивный результат вашей деятельности.

б. Цель урока – их не должно быть много, достаточно одной или двух. в. Задачи урока – они помогают раскрыть цели урока, их не должно быть много, но их должно быть достаточно.

г. Далее преподаватель направляет свою деятельность на отбор содержания материала к уроку, определяет методы, средства, формы общения, тип урока, технологии применяемые на занятии для эффективной деятельности. д. Работает линия А (На этом планирование урока заканчивается, дети в процесс ещё не вовлечены.)

  1. Ход урока

С момента начала урока повторяем на определённых его этапах пункты а, б, в, г, д. е. Деятельность учащихся – присутствует в каждом элементе урока. ж. Результат деятельности – учитель, в каждое мгновение урока, контролирует свою деятельность, деятельность учеников. Педагог оценивает, как эта деятельность приближает его и учеников к достижению целей урока. Если деятельность на уроке отклоняется от плана, то учитель имеет право произвести коррекцию плана урока для достижения позитивного результата.з. Работает линия С, Б, Д. (Урок закончен.)

III. Анализ урока

Выполняются все действия от начала алгоритма до его конца с учетом всех стрелок обратной связи. По этой схеме можно произвести различные виды самоанализа урока. (Смотрите листы помощи.)

Листы помощи

Для организации деятельности педагога при подготовке, проведении, анализе урока, предлагаю листы помощи по каждому блоку схемы урока.

Блок А: Цели урока

  1. Формирование специальных знаний
  • Например, физических (явления, законы, теории, аксиомы, понятия, факты и т.п.).
  • Например, о технике.
  • О межпредметных связях.
  • О способах деятельности (формируем умения и навыки).
  • Об обществе ( связь с жизнью общества, истории физики, об физиках, о профессиях и т.п.)
  • О научном мировоззрении (физическая картина мира, о способах познания мира, причинно-следственные связи.)
  • Метод научного познания мира.
  1. Формирование умений и навыков.
  • Специальные умения и навыки по предмету (наблюдения, опыты, измерения физических величин, расчет погрешностей, решение стандартных и нестандартных задач и т.п.)
  • Общих навыков учебного труда (пользование учебником, справочниками, таблицами, компьютером, уметь конспектировать, планировать, проектировать, оформлять, готовить отчеты, писать рефераты, вести исследовательскую работу, добывать знания самостоятельно, к любому виду аттестации и т.п.)
  • Формировать интеллектуальные навыки ( сравнивать, анализировать, синтез, делать выводы. )
  1. Формирование опыта творческой деятельности.
  • Перенос знаний в новую ситуацию
  • Видение проблемы и новой функции объекта
  • Видение независимой альтернативы
  • Построение принципиально нового способа решения проблемы.
  1. Формирование воспитанности
  • Нравственной
  • Волевой
  • Эстетической
  • Эмоциональной

Блок Б: Задачи

  • 1. Формирования
  • Теоретических знаний
  • Фактические знания
  • Практические умения
  • Трудовые умения
  • Словесного мышления
  • Наглядного мышления
  • Образного мышления
  • 2. Развитие
  • Памяти
  • Речи устной и письменной
  • Познавательный интерес
  • Навыки учебного труда
  • Воли
  • Эмоции

Блок В: Методы

  • Объяснительно иллюстративный ( Словесный, наглядный, практический)
  • Репродуктивный
  • Проблемное изложение ( Проблемно – поисковый)
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Индуктивный, дедуктивный
  • Методы работы под руководством учителя
  • Методы самостоятельной работы

Блок Г: Средства обучения

Учебники, справочники, энциклопедии, компьютер, электронные учебники, интернет, ТСО, доска, мел, плакаты, музыка и т.п.

Блок Д: Формы общения

Групповые КСО, индивидуальные, коллективные, деятельная, игра и её виды и т.п.

Блок Е: Типы уроков

  • Вводный
  • Тренировочный
  • Контрольный
  • Закрепления ЗУН
  • Самостоятельная работа
  • Урок с ТСО
  • Практической работы
  • Комбинированный урок
  • Повторительно-обобщающий
  • Фантазирования
  • Соревнования
  • Открытых мыслей
  • Турнир
  • Диспут
  • Эврика
  • Зачет
  • Творчества
  • Спектакль
  • Конкурс
  • Конференция
  • Интегрированный урок
  • Игра
  • Сказка
  • Взаимообучения
  • КВН
  • Путешествие
  • Аукцион знаний
  • Волшебный конверт

Блок Ж: Технологии

  1. Педагогические технологии с применением активных форм обучения:
  • Развития критического мышления
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Развивающего обучения
  • Компьютерные технологии
  • Технология модульного обучения
  1. Адаптивные педагогические технологии:
  • Разноуровневое обучение
  • Индивидуализация обучения
  • Вальдорфская педагогика (руки – голова – сердце)
  • Суггестивная технология
  • Адаптивная технология
  • Французские мастерские
  1. Педагогические технологии, как авторские системы обучения
  • Технология проектного метода
  • Дистанционное обучение
  • Здоровьесберегающая

Блок З: Деятельность ученика ( связана с деятельностью учителя)

  • Знать
  • Уметь
  • Слушать
  • Видеть
  • Мыслить логически
  • Мыслить образами
  • Запоминать
  • Понимать
  • Думать
  • Говорить
  • Решать
  • Вспоминать
  • Рассуждать
  • Анализировать
  • Делать выводы
  • Работать самостоятельно
  • Работать в группе
  • Изучать литературу
  • Конспектировать
  • Генерализировать – выделять главное
  • Фантазировать
  • Представлять
  • Писать
  • Рисовать
  • Петь
  • Наблюдать
  • Двигаться
  • Спрашивать
  • Самоконтроль
  • Самостоятельно работать
  • Пользователь ПК
  • Делать руками
  • Спорить
  • Воображать
  • Проявлять инициативу
  • Учить осознанно
  • И т.п.

Анализ урока

  1. Краткий  2. Структурный 3. Аспектный 4. Полный 5. Комплексный

Краткий анализ – проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели и задачи к уроку сопоставляет полученный результат прогнозируемым.

Структурный анализ – является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока. Аспектный анализ – осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока; б) структуры и организации урока; в) содержания урока; г) деятельности учителя на уроке: д) деятельности учащихся на уроке; е) домашнего задания; ж) санитарно-гигиенических условий урока; з) психологического аспекта урока.

Полный анализ – это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.

Схема полного анализа урока:

  1. Анализ целей урока
  2. Анализ структуры и организации урока
  3. Анализ содержания урока
  4. Анализ методики проведения урока
  5. Анализ работы учащихся на уроке
  6. Оценка санитарно-гигиениче6ских условий урока
  7. Психологический анализ урока

Оценка умений и навыков учителя при аттестации и определение его квалификационной категории

  1. Умение определять цели и задачи урока
  2. Умение определить структуру и организовать урок
  3. Умение отобрать содержание учебного материала
  4. Анализ деятельности учителя
  5. Анализ деятельности учащихся

Уровень обучения в целом должен превышать уровень отдельных требований . Каждый ученик должен в полном объёме услышать изучаемый материал, увидеть в определённом смысле идеальные образцы деятельности учителя. На этом этапе важно, чтобы учитель владел знаниями, умениями, и навыками преподавания своего предмета. Хорошо формулировал цели и ставил задачи, выбирал методы их осуществления, разрабатывал и применял различные, технологии, приёмы и формы работы на уроке. Активная деятельность учителя побуждает к деятельности ученика. Учитель действует по своему внутреннему алгоритму, в этом заключается его собственное творчество.

свернуть
Ещё в этом разделе