Специальное образование

Памятка для учителя математики, обучающего детей с особенностями психофизического развития

развернуть

Основной целью обучения математики является формирование базовых, практических и функциональных компетенций, создающих условия для коррекции познавательного развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, овладения ими минимумом знаний, умений, способов деятельности, необходимых в повседневной жизни и для социальной бытовой и трудовой адаптации.

Задачи обучения математике в старших классах первого отделения вспомогательной школы:

- формирование у учащихся умений, способов деятельности, знаний, составляющих основу математического образования учащихся VI—X классов (нумерация чисел, арифметические действия, овладение способами решения простых и составных задач, изучение свойств геометрических фигур);

- коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

- развитие способности к самостоятельному выполнению заданий с использованием различных дидактических средств;

- планирование своих действий и доведение выполнения заданий до логического завершения;

- развитие самоконтроля

  • Изучение нового является прямым продолжением того, что было изучено.
  • Ранее изученный материал сохраняется в памяти при условии систематического и регулярного повторения.
  • Способность к отвлеченному оперированию материалом учащимися  невозможна без предварительного наглядного обучения.
  • В качестве средств наглядности используются: образец решения задачи, графические средства, таблица классов и разрядов, абак, калькулятор.
  • Необходимо уделять внимание формированию навыков и умений в устных вычислениях в пределах 100,  используя различные «опоры» (образец вычисления, таблица умножения и деления).
  • Учить учащихся выделять из условия задачи математическую информацию и определять способ математического выражения решения, узнавать способ решения простых задач различного вида, комментировать решение.
  • Необходимо учить  детей решать  задачи жизненно-практического характера: измерение продолжительности, начала окончания события; выявление отношений: цена — количество — стоимость, расстояние, время, скорость и др.
  • На решение задач отводить не менее половины учебного времени урока. (При подборе задач  не ограничиваться только материалом учебника).
  • Изучать  величины  с опорой на различные анализаторы.
свернуть

Примечание для учителя, который занимается воспитанием детей с особыми потребностями по учебным предметам «Белорусский язык, литературное чтение»

развернуть

Основная цель изучения белорусского языка во вспомогательной школе и в

комплексные структуры, где обучение осуществляется по программе

вспомогательная школа, чтобы научить детей практическому использованию

на белорусском языке, формировать коммуникативную компетенцию учащихся,

то есть научить их слушать и понимать белорусскую речь, говорить на

Белорусский, читать и писать на втором языке.

Задачи обучения белорусскому языку во вспомогательной школе с русским языком обучения следующие:

• воспитание у учащихся уважения к белорусскому народу как носителям белорусского языка, чувство причастности к нему;

• формирование у студентов элементарных коммуникативных навыков на белорусском языке; навыки использования устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения, в том числе связанных с профессиональной и трудовой деятельностью;

• развитие достаточно прочных навыков письма без ошибок на основе изучения элементарного курса грамматики и орфографии;

• совершенствование навыков правильного, осознанного, четкого и относительно беглого чтения наиболее известных и доступных произведений белорусского фольклора, классических и современных произведений белорусской литературы;

• ознакомление с наиболее употребляемыми жанрами белорусской литературы, некоторыми литературными понятиями;

• овладение культурно-историческими, географическими и другими сведениями о жизни страны на белорусском языке;

• использование белорусского речевого этикета;

• коррекция познавательной активности и личности студентов со стороны интеллектуальной

недостаточные средства белорусского языка и литературы;

• содействие социальной адаптации обучающихся путем ориентации содержания образования на будущую самостоятельную жизнь выпускников, на формирование положительных нравственных качеств средствами белорусского языка и литературы.

Особенности работы на уроке с учащимися 6 класса:

При изучении белорусского языка акцентировать внимание детей на тех фактах, которые отличают его от русского, что является необходимым условием предотвращения помех.
Исходя из потребностей и интересов учащихся: предлагать тексты, близкие к жизни детей и понятные им;
Необходимость овладения языком доводится до сознания учащихся.
в будущей самостоятельной жизни (При изучении начального курса языковой материал следует изучать из темы «Речь», а не из «Звуков и букв», как это было традиционно. Это связано с ориентацией на технику общения: звуки а буквы не являются единицей речи, единица речи - это текст).

Учит слушать небольшие тексты прозы и стихов
персонаж, доступный по содержанию. Воспринимать и понимать ситуацию

е речь учителя.
Учит понимать простые вопросы учителя, участвовать в небольшом диалоге этикетного характера.
Учит составлять краткий монолог о себе, игре, работе; пересказ текста с 3-4 предложениями.
Обучение всем видам речевой деятельности – аудированию, чтению,
устной и письменной речи - осуществляется по возможности на каждом уроке белорусского языка.

Учит работать с произведениями разных жанров. (Это в VI-VII классах
небольшие сказки, стихи, рассказы, а также пословицы, поговорки, загадки, потешки и другие малые формы фольклора).

Большое внимание следует уделить организации внеклассного чтения. (Такому виду учебной работы желательно посвящать 15-20 минут каждый день вне занятий, а раз в две недели — кратко обсуждать прочитанное на занятии.)
Для внеклассного чтения предлагайте фольклорные произведения, детские рассказы и стихи современных белорусских авторов.
Учит правильному написанию букв белорусского алфавита,
Учит копировать с рукописного и печатного текстов.

свернуть

Памятка для учителя, обучающего детей с особенностями психофизического развития по учебному предмету «Человек и мир»

развернуть

Целью обучения учебному предмету «Человек и мир» в VI классе первого отделения вспомогательной школы является развитие представлений и понятий об окружающем мире в системе «природа-человек-общество», формирование практических умений, направленных на обогащение социального опыта учащихся, подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в обычной социальной и природной среде.

Образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

- формировать представления и понятия об основных компонентах

неживой природы как основы и условия существования живых организмов;

- способствовать развитию системы практических умений и навыков,

направленных на повышение адаптивных возможностей учащихся в окружающем мире, его социальной и природной составляющей;

- создавать предпосылки для расширения и обогащения доступных

взаимодействий с объектами окружающего мира (природными и социальными), выработки социально-коммуникативных умений, овладения умениями и навыками, необходимыми для удовлетворения социально-бытовых потребностей;

- содействовать развитию речи и мышления в единстве с непосредственными наблюдениями изучаемых объектов и явлений, предметно-практической деятельностью.

 

  • При изучении темы «Человек-труженик» показать значимость трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать правильное отношение и практическую готовность к труду, стимулировать желания в будущем получить интересную доступную профессию.
  • Организовывать  разные виды практической деятельности по благоустройству, самообслуживанию, выработке умений бережного обращения с окружающими вещами и т. д.
  • При изучении тем «Человек среди людей», «Учимся самостоятельности» особое внимание уделять развитию коммуникативной компетенции, выработке адекватных форм социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
  • При изучении  темы «Человек-гражданин» расширить и углубить

представления о нашей Родине, ознакомить с Конституцией Республики Беларусь, способствовать воспитанию патриотических чувств, осмыслению понятий: долг, обязанности и права человека.

  • При изучении  раздела «Природа и человек» учить учащихся систематизировать, углублять и расширять знания об объектах и явлениях природы, свойствах и значении основных компонентах неживой природы.
  • При изучении темы «Природа, ее изучение» опытным путем устанавливать различия между твердым телом, жидкостью и газом, доказывается существование мельчайших, не видимых глазом частиц.
  • Учить детей определять  опасные смеси, вещества,  правила их хранения и использования в быту.
  • При изучении темы «Вода» использовать наблюдения за осадками, переходом воды из одного состояния в другое,  выполнять различные практические работы.
  • Изучая тему «Воздух», учащиеся опытным путем определяют свойства воздуха.
  • На уроках по темам «Полезные ископаемые» и «Металлы и изделия из них» проводить практические работы по распознаванию образцов наиболее распространенных полезных ископаемых, металлов и изделий из них.
  • Изучая тему «Почва — природное богатство», эффективно использовать практическую деятельность учащихся.  (Учащиеся изучают состав почвы, связь почвы с растениями, приемы улучшения свойств почвы).
  • При изучении   темы «Человек - часть природы и общества» показать учащимся целостность окружающего мира (природного и социального компонентов), объяснить  с помощью наблюдений положительные  и отрицательные воздействия человека на природу, дать им оценку.
  • Необходимо формировать у учащихся умения следовать правилам безопасного поведения в социальной и природной среде.
свернуть