Инновационный опыт

 

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ или ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

 

Цель: развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

 

 

 

  "Подать добрый пример так же хорошо,

  как и следовать ему."

  © Бэкон

 

 

 

МЕДИАЦИЯ – это альтернативная форма разрешения спора или предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в присутствии третьего независимого и нейтрального человека. 

 

МЕДИАТОР – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации. 

ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ:

 

1.Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.

2.Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.

3.Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.

4.Снижение количества административного реагирования на правонарушения. 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Добровольность. Конфликтующие стороны нельзя заставить участвовать в медиации. Более того, в любой момент они, как и сам медиатор, вправе отказаться от ее продолжения. Добровольность выражается и в том, что медиатор выбирается обеими сторонами конфликта.

Равноправие сторон. В процессе медиации всем участникам предоставляются равные права: в высказывании своих позиций и интересов, в том числе в выражении своего мнение, как по поводу процедуры медиации, так и по поводу предполагаемого решения конфликта. Каждая из сторон обладает равными возможностями быть услышанной как другой стороной, так и медиатором.

Конфиденциальность. Это один из основополагающих принципов медиации. Стороны, участвующие в ее процедуре, обязаны хранить в тайне и не использовать в корыстных и других посторонних целях полученную информацию. Конфиденциальность медиации позволяет сторонам спора обсуждать свои действительные интересы, не опасаясь их недобросовестного использования одним из участников медиации.

Независимость и беспристрастность медиатора. Независимость и беспристрастность медиатора заключается в том, что он не может навязывать какой-либо из сторон свою позицию, не выносить оценок или суждений, касательно слов или действий участников спора. Управляя процессом переговоров, медиатор должен воздерживаться от прямых советов и избегать фраз, которые могут быть интерпретированы в пользу одной из сторон.

Сотрудничество. Во время медиации посредник создает и поддерживает атмосферу доверия, сотрудничества и взаимного уважения, стремясь обеспечить эмоционально-психологический комфорт вовлеченных в спор сторон.

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ МЕДИАЦИЯ ШКОЛЬНИКАМ:

1.Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.

2.Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.

3.Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.

4.Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.

5.Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.

6.Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.

7.Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.