Советы родителям учащихся с нарушениями письменной речи

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного материала, особенно если нарушение письма ярко выражено, а возможности часто посещать логопеда - нет. Школьный логопед, обычно если и задаёт домашнее задание, то старается минимизировать его объем и придать игровой характер (здесь уместна работа со схемами, ребусами, задания типа «вставить букву» и т.д.). Но не стоит забывать, что программа по русскому языку рассчитана на нормативно развивающихся учащихся и детям, имеющим нарушения речи, приходится сложно как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более результативным? Ответ один – взять под чёткий контроль процесс выполнения заданий дома.

 Прежде всего, стоит упомянуть о рабочем месте ребёнка. Оно должно быть удобным. Стоит исключить различные шумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Рабочее место должно быть хорошо освещено. Поскольку, дети, имеющие нарушения письма, не отличаются большим желанием выполнять письменные задания, они очень отвлекаемы. Поэтому будет правильным убрать со стола предметы, которые не пригодятся ребёнку в работе. Не лишним будет упомянуть о том, что ребёнок должен правильно сидеть, то есть спина прямая, оба локтя на столе, голова на достаточном расстоянии от тетради.

 Выбор письменных принадлежностей играет не последнюю роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идёт об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть, прежде всего, удобной, то есть комфортно помещаться в руке ребёнка. Ручка должна хорошо писать, не должна пачкать тетрадь. Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребёнок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.

 Стоит обратить внимание на то, что всем детям, а тем более, имеющим нарушения речи, будет полезно письмо с послоговым проговариванием вслух, то есть ребёнок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь. Если при чтении ребёнок делает много ошибок, путает буквы, переставляет слоги, так же стоит перейти на более медленное, слоговое чтение. Полноценное овладение навыком чтения целыми словами, возможно только при правильном слоговом чтении.

 Поскольку, у детей с дисграфией часто страдает почерк (корявый, мелкий), стоит обратить внимание ребёнка на то, что буквы должны быть крупными и понятными. Если родители дополнительно работают над почерком ребёнка, то стоит отдать предпочтение различным прописям или игровым таблицами и материалам. Стоит избегать длительной работы по прописыванию определённых букв, слогов в тетради, это может вызвать утомляемость и негативное отношение к работе подобного рода.

 После выполнения ребёнком упражнения, следует попросить проверить написанное им задание. Здесь так же будет уместным медленное, слоговое чтение вслух написанного материала. Если ребёнок не заметил допущенную им ошибку, стоит указать на слово с ошибкой и попросить повторно его прочесть.

 При выполнении письменных заданий большого объёма, лучше разбить его на части, чтобы избежать утомляемости ребёнка и негативного отношения к процессу письма. При планировании работы, часто, лучше опираться не на объем выполненной работы, а на время занятия. То есть, определить временную границу занятия и озвучить её ребёнку, чтобы ученик не пытался сделать задание «наспех». В противном случае письменная работа будет неаккуратной и с большим количеством ошибок.

 В перерывах между выполнениями письменной работы лучше отвлечь ребёнка игрой или совершить небольшую прогулку, чтобы ученик смог отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности. Стоит исключить компьютер и телевизор, так как эти занятия не способствую отдыху ученика и после них гораздо сложнее усадить ребёнка за занятия.

 Не смотря на то, что современные дети стремятся провести свободное время у телевизора с гаджетами, а не с книгой, стоит стремиться приобщить ученика к чтению. Здесь очень важно учесть его интересы и не навязывать книгу, а отталкиваться от его пожеланий. Начать читать книгу можно вместе, то есть родитель читает, а ребёнок выступает в роли слушателя, например, по несколько минут, перед сном. Когда ребёнок заинтересуется книгой и сюжетом, целесообразно будет предложить  почитать самостоятельно для родителя. Стоит помнить, что дети очень любят делать что-то вместе с взрослыми людьми, поэтому подобная организация благотворно скажется и на процессе чтения и в межличностных отношениях в семье.

 Не лишним будет отметить, что дети, имеющие нарушения речи, должны соблюдать режим. То есть в определённое время ложиться и в определённое время вставать. Должно быть время, отведённое для занятий, чтобы школьник привык к этому и знал, когда ему сесть за домашнюю работу. Как уже было сказано, следует дозировать время, проведённое за компьютером и у телевизора.

 Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы учащегося, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению нарушения письменной речи.

Упражнения, которые помогут вашему ребёнку справиться с дисграфией:

развернуть
  • Ежедневно в течение 5 минут ребёнок в любом тексте (кроме газетного текста) зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребёнка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
  • Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит школьника, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зелёной, чёрной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Он имеет возможность не зачёркивать, а стирать свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

Давайте упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией, списывание текста.

свернуть

Занимаясь с ребёнком, помните несколько основных правил:

развернуть
  • На всем протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо ещё, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребёнок при этой проверке, проводит её без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребёнка одного, ставят на виду часы, да ещё и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесёт, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребёнком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребёнок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребёнка что-то не получается. Очень важно не показывать ребёнку свою эмоциональную вовлечённость: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

УСПЕХОВ!

свернуть