Как помочь ребёнку запомнить буквы

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребёнку запомнить их?

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук» и  «буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом  произносить их быстро и кратко. Так ребёнок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.

Придумывая с ребёнком слова с заданным звуком, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), позже можно попробовать выделять согласные,  не участвующие в слоге-слиянии (к-ро, т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв

Игра «Покажи букву»

развернуть

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала:  шнурков, ленточек, проволоки, счётных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камешков, карандашей,  лапши, конфет, сушек. А ещё можно слепить из пластилина, солёного теста и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

свернуть

Игра «Найди и назови букву»

развернуть

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребёнка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» - на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

свернуть

Игра «Архитектор»

развернуть

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребёнок пусть её раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребёнка попросить сложить букву и назвать её.

свернуть

Игра «Дорисуй букву»

развернуть

Для каждой буквы создаётся образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

свернуть

Игра «Узнай букву»

развернуть

Ребёнок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

свернуть

Игра «Что неправильно»

развернуть

Ребёнок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

свернуть

Игра «Найди и подчеркни»

развернуть

Предложите ребёнку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определённую букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

свернуть

Игра «Алфавитный дартс»

развернуть

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определённую букву, назвать её.

свернуть

Игра «Магнитная азбука»

развернуть

Прикрепить её можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай букву», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово?» и другие.

свернуть

Обучающие компьютерные программы

развернуть

мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски  также помогают запоминать буквы.

свернуть