И оживают в памяти простые имена (В.Р.Ляцецкая)

Война... Боль, потери, смерть... как много страшного в этих словах. Мы, дети, которые живем в 21 веке, даже не можем себе представить ту ужасную всепоглащающую силу, которая приносила только страдания и душевную пустоту.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали звуков военных сирен, никогда не видели домов, разрушенных бомбами. Нам трудно поверить, что человеческая жизнь может оборваться в одно мгновение. Мы не знаем, как пахнет порох и кровь, но мы знаем, как прекрасна жизнь! Поэтому мы не имеем права забывать тех людей, которые погибли, чтобы мы могли жить сейчас. Мы должны помнить...

И нам, только нам, хранить простые имена в памяти поколений.

Одно из таких имен – Ляцецкая Вера Рыгораўна. Бывший учитель нашей школы, ветеран войны, труда и Вооруженных Сил.

«Моя молодость — Великая Отечественная война», — писала Вера Рыгораўна в своей автобиографии. - Для многих из вас война - это страницы истории, эпизоды из прочитанных вами книг, рассказы ваших родителей и дедов. Для меня это партизанские землянки, ночные походы, болота Полесья, лесные тропы Минской области, разведка, подполье в Гродненской области.

Для людей моего поколения Великая Отечественная война – это часть нашей жизни, самая незабываемая, самая тревожная и волнительная, самая счастливая и дорогая, ведь капля нашего вклада в общенациональную борьбу за свободу и независимость любимого человека Родина влилась в море ненависти к оккупантам. Фашистское зло утонуло в этом море. До последнего вздоха я буду помнить события тех дней».

Война оставила Веру Рыгораўну в Западной Беларуси, где она работала в школе, а муж — в прокуратуре. Гул самолетов, стук в окно, настойчивый, нетерпеливый поднимали их с постели. Вера Рыгораўна долго не могла понять, что началась война. И только артабстрел вывел из оцепенения...

Вот она идет на восток с группой беженцев, а из леса, где прячутся фашистские десантники, их обстреливают свинцовым огнем, бомбят с воздуха. И идут они туда, где взошло солнце, и сколько их осталось лежать на опушках сосен на лесных тропинках. Оставшиеся в живых шли, искали призывные пункты, чтобы вступить в армию и отбить фашистскую гадину.

Муж Веры Рыгораўны ушел в Красную Армию, а она осталась раненой и едва живой в Минской области, а 25 сентября 1941 года родила сына Ивана.

Как только в их районе появились партизанские отряды, семья Ляцецких включилась в подпольную борьбу против фашистов в составе спецгруппы генштаба СА «Гриб». На всю жизнь Вера Рыгораўна помнила, как ходила в разведку с ребенком на руках. Ей нужно было проникнуть туда, куда не смогли бы мужчины-разведчики.

Вот как писала сама Вера Рыгароўна:

У разведку…

Не раз у разведку з сынам ішлі,

Лістоўкі у чэпчыку трымалі.

А міны, што у дэпо няслі,

У буханцы хлеба захавалі.

А колькі раз мы чулі “Хольт!”

-Куды ты з дзіцём валачэшся?

Што ў кашы? А ну, давайт!

На месцы стой! Ужо не спасешся!

-Не плач, сынок, хутчэй засні.

Туліся к сэрцу. Тут цяплее.

Канец дарогі! Ужо прыйшлі.

На цёплай печы адагрэю.

Это всего лишь один небольшой эпизод. А сколько их было в жизни Веры Рыгоровны?

Вера Рыгоравна проработала в школе сорок лет. Она воспитала своих учеников честными, смелыми, стойкими борцами за построение самой счастливой жизни на земле.


И мы, нынешние ученики, стремимся сохранить память об этом замечательном человеке для будущих учеников нашей школы. Память!.. Время над ней не властно. И сколько бы десятилетий ни прошло, в наших сердцах навсегда останутся имена героев, которые отдали жизни за наше будущее.