Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №10 г.Лиды имени А.А.Климко
Цели:
ситуации, и правилами предупреждения конфликтов.
Задачи:
1.Дать характеристику понятия «конфликт».
2.Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и
отрицательные стороны.
3.Познакомиться с методами выхода из конфликта.
4.Дать определение понятия «компромисс».
его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;
Оборудование:
презентация «Конфликты в нашей жизни»;
инструментальная музыка;
реквизит для игры «Перетягивание каната»;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
карточки для групповой работы;
инструкция доля медиаторов;
квадратики черного, красного, зеленого цвета;
памятки;
на доске записаны название темы «Конфликты в вашей жизни, или...»,
а также слово «конфликт»;
на стенах развешаны эмблемы оранжевого и желтого солнышка.
Ход занятия
Введение в тему.
В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.
Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)
1.1 Чтение притчи «Коробочка».
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
1.2 Беседа.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
1.3 Сообщение задач занятия.
-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.
II.Работа над темой занятия
1.1 Определение понятия «конфликт». Совместное решение проблемы.
Итак, «Конфликты в нашей жизни, или...». Пока наша тема звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить ее формулировку.
Так что же такое конфликт? В словаре С. Ожегова дано такое определение этого слова: «Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор; осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению. Столкновение, разногласие, спор».
Работа в группах.
Давайте разделимся на две группы: одна - мальчики, другая - девочки. Сейчас мы проведем игру «Перетягивание каната». Победила команда __________. Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт? (Ученики отвечают.) А из-за чего он мог произойти?
Ответ. Мальчики сильнее; судья подсуживал; мешали зрители; некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида.
Да, эта ситуации похожа на конфликт. А как вы думаете, что нужно для возникновения конфликта?
Для возникновения конфликта необходимо присутствие двух человек, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
2.3 Упражнение «Да – нет»
А теперь разыграем другую ситуацию.
Два ученика разыгрывают ситуацию, связанную с дежурством по классу.
- Я вчера дежурил.
- Нет.
- Дежурил.
- Нет.
- Да.
- Нет. Ничего не знаю, дежурь сегодня.
Конфликт ли это? Как вы считаете, почему? (Да, конфликт, потому что есть два человека, предмет спора - выяснение, кто должен дежурить).
2.4 Работа в группах.
А теперь я попрошу вас разделиться на две группы. Посмотрите, пожалуйста: цвет солнышка на ваших эмблемах имеет разный оттенок.
Первую группу составят ребята, у которых солнышко желтого цвета; вторая группа - это ребята, у которых солнышко оранжевого цвета. Каждый член группы должен будет ответить на поставленный вопрос.
Вопрос группе 1.
- Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?
Ученик. Возникают: тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, стресс, смятение, разрыв отношений.
Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта:
Вопрос группе 2.
- Что происходит, если конфликт разрешается правильно?
Ученик. Наступает покой, веселье, открытость чувств и отношений, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т. д.
А вот какова схема разрешения и предотвращения конфликта:
Мы вместе дали определение самому слову «конфликт», попытались разобрать некоторые конфликтные ситуации и определили способы предотвращения конфликта.
А теперь нам предстоит найти ответ на следующий вопрос: почему происходят конфликты? Выразите свою точку зрения.
Ученик. Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого; не хотим понять друг друга и найти общие интересы.
Хорошо. А что же надо делать, чтобы конфликты не происходили? Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?
(Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями, сохранять уверенность в себе, постоять за себя, умение критиковать и правильно реагировать на критику, умение принимать решения.)
2.5 Работа в группах.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.
Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
2.6 Игра «Триада» (интерактивная игра в группах).
-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».
В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс.
Сейчас мы образуем три группы:
I группа состоит только из девочек;
II группа состоит только из мальчиков;
III группа состоит из мальчиков и девочек.
Карточки для групп.
Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.
Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.
Инструкция для медиаторов
Медиатор – посредник в конфликте.
Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
Медиатор должен быть готов решить проблему.
Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.
На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.
Вопросы к участникам игры:
Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:
-способность уступать;
-наглость;
-трусость;
-равнодушие;
-мягкотелость;
-стремление к справедливости;
-миролюбие.
Вывод:
Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
«Конфликты в нашей жизни или выиграть может каждый»
III. Заключение.
Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли - избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зеленый
И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами личности. Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни.
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтогенного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других, развивать аналитические способности, рефлексию, воспитывать вежливость, доброжелательность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Актуализация и мотивация.
Обсуждение вопроса: «Для чего мы рассматриваем тему «Конфликт и способы его решения»? Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?»
Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится твой (твоя)…» или то, что нравится в поведении или чертах характера
Рефлексия: Как вы чувствовали себя, когда говорили приятные вещи другим? А когда говорили вам?
Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.
Ход упражнения: «Что такое конфликт?». Все варианты ответов фиксируют на доске или на листах бумаги. После этого аналогично выясняют причины конфликтов. Названные причины разделяют на объективные и субъективные.
Причины конфликтов
Причины конфликтов состоят в расхождении:
Почему эпиграфом является древнеиндийское выражение: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обеих — и себя, и другого»? Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции. Конфликт в переводе из латыни — столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, позиций) субъектов — сторон взаимодействия. Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Наука, которая изучает причины возникновения, особенности хода, предотвращение и решение конфликта называется конфликтологией.
В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.
Типология конфликтов
Определяют типичные причины конфликтов, которые разделяют на:
Виды и типы конфликтов
Определите положительные и отрицательные стороны конфликта.
Положительные стороны конфликта:
Отрицательные стороны конфликта:
Какой вывод мы можем сделать, проанализировав положительные и отрицательные стороны конфликта? В конфликте есть много положительного (отрицательного).
Одной из причин возникновения конфликта есть конфликтогены поведения. Это слова или действия, которые порождают конфликт.
Koнфликтогенами называют слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту. Выделяют следующие разновидности типичных конфлктогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения: угрозы и приказания; негативная и необоснованная критика, замечания и отрицательные оценки; насмешки, издевки и поддевки; снисходительное отношение и снисходительный тон; оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и клички; слова -«должники»; хвастовство; безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях; перебивание второго, повышение голоса и другие попытки самоутвердит за счет унижения или обесценивания другого, навязывание советов; утаивание важной информации; сравнение и навязывание конкурентных отношений; допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»; отказы от разговора или обсуждения важной темы; резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы; успокоение отрицанием; нарушения этики, в том числе и непреднамеренные (например, использование чужой мысли без ссылки на автора); подшучивание; ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; перекладывание ответственности на другого человека; просьба одолжить деньги; любые проявления агрессивности и раздражительности; эгоизм; манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).
Обязательно ли нам знать, как конструктивно решить конфликт? Да, так как если конфликт не решается, это приводит к ухудшению отношений, иногда и к разрыву отношений. А если решается, то мы можем найти согласие в межличностных отношениях.
Есть такое крылатое выражение: «В споре рождается истина». Можно ли сказать, что в конфликте тоже рождается истина? Да, человек говорит о наболевшем, об отрицательных чертах и поступках собеседника, разоблачает не наилучшие его стороны, что является информацией для самосовершенствования человека.
А теперь давайте на стикерах напишем признаки конфликтогенного поведения.
Признака конфликтогенов поведения:
Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на дерево конфликтогенов. (Стараться их не употреблять, чтобы не создавать конфликта.)
Цель: выяснить подсознательное отношение участников к обсуждаемой теме.
Ход упражнения: участникам предлагают нарисовать «конфликт», как они его представляют, после выполнения задания участники по очереди рассказывают, что нарисовано и что значит этот рисунок.
Рисунки сгруппировывают по определенным смысловым группам (деструктивные, конструктивные, эмоциональные, деловые, внутренние, внешние конфликты).
Общая характеристика вариантов исхода в конфликтных ситуациях. Первый вариант исхода — уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. Тактика ухода объясняется основным его свойством — «сотрудничество при любых обстоятельствах». Избегание или уход от конфликта может привести к росту проблемы.
При этом выделяют наиболее типичные формы ухода:
Второй вариант — сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Этот прием чаще всего использует те, для кого предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая «хорошая ссора».
Третий вариант — компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения «на потом» и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода — во взаимной равности прав и обязанностей открытости претензий.
Четвертый вариант — конфронтация — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не может снят другая сторона.
Пятый вариант — самый неблагоприятный — принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Он самый неблагоприятный для сохранения отношений.
Еще один способ решения конфликта — картография, или визуализация. Это дает возможность сосредоточиться на проблеме, а не на эмоциях, углубиться не в переживание и удовлетворение своих оскорблений и амбиций, а в решение проблемы.
Технология картографии конфликта:
Этап 1. В чем проблема? (в общих чертах)
Этап 2. Кто участники конфликта? (главные строны конфликта, есть ли скрытый манипулятор)
Этап 3. Какие истинные нужды и опасения каждого из участников конфликта? (перечислить основные потребности и опасения , прояснить мотивы, стоящие за позициями участников конфликта)
Этап 4. Возможное решения проблемы. Какой из этих способов решения конфликта вы чаще всего применяете? Какой способ вам понравился более всего и почему? Как влияет конфликт на человеческий организм?
Психолог знакомит с формулой мудрого поведения в конфликте.
Формула мудрого поведения в конфликте (ВПРСТ)
В — открытость ума.
П — положительное отношение.
Р — рациональное мышление.
С — сотрудничество.
Т — терпимость к людям.
Разрешение конфликта.
Это заключительный этап (стадия), который возможен как вследствие изменения объективной конфликтной ситуации, так и путем трансформации ее образов, сложившихся в участников конфликта.
Разрешение конфликта может быть полным или частичным.
Нередко для решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворяет обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники, или медиаторы, помощники) — индивид или группа, которые пытаются помочь в достижении согласия и разрешении конфликта.
Начинать анализировать конфликт целесообразно с элементарного, простого уровня — как возникают конфликтные отношения и ситуации. Традиционно анализировать начинают с определения структуры потребностей, какие специфические для каждой личности и социальной группы.
Правилам бесконфликтного общения целесообразно:
(Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, который причиняет неприятность людям, с которыми общаешься)
Итак, важнейшим условием профилактики конфликта есть предотвращение использования конфликтогенов в общении.
При этом нужно помнить:
При избавлении от склонности к применению конфликтогепов общениенеобходимо:
В обучении правильному обращению человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации
Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
Важнейшее значение в предупреждении конфликтов имеет овладение приемами и привычками бесконфликтного общения. Так, А. Белкин с соавторами, творчески дополнив рекомендации Д. Карнеги, дает следующие рекомендации по бесконфликтному общению
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». Два важных слова: «Искренне благодарю». Важнейшее слово: «Мы».
Каждый участник занятия получает памятку.
Групповая работа. Цель: отработать конструктивные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Ход: 4 группы. Каждая группа будет выполнять отведенные ей роли: первая, вторая группы- педагогов, третья -детей, четвертая — родителей. Каждой группе надо выполнить задачу.
Рефлексия:
Что вы чувствовали во время игры и что вы чувствуете после ее завершения? Какие чувства возникали во время общения? Легко ли было вам сыграть свою роль? Какие трудности возникали во время упражнения? Можете ли определить, благодаря чему вы бы развязали вашу ситуацию? Какой стиль поведения вы избрали бы для каждого участника сюжета?
Цель: получение обратной связи.
Ход упражнения: все участники по кругу продолжают высказывание «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять…)».
Преобразования конфликтогенов (примеры «противоядий от конфликтов»)
Конфликтоген |
Преобразующие вопросы |
Дурак! (и другие оскорбления) |
Что Вы хотели бы? Как это можно исправить? |
Я прав, а ты (он) не прав |
Чем Ваша точка зрения отличается от их точки зрения? |
Я не буду… |
Что могло бы помочь Вам сделать это? |
Все пропало |
Как сделать это успешным? Как можно это улучшить? |
Он (она) безнадежен! |
Что в их поведении Вам не нравится? |
Я (они) должен/вынужден.. |
Можете ли Вы (они) избрать такое действие? |
Слишком много/мало… |
По сравнению с чем? |
Они всегда… |
При каких обстоятельствах они не делают этого? |
Я не хочу… |
Какого исхода Вы хотели бы? |
Я не могу… |
Вы не сможете? Или, быть может, просто не видите, каким образом сделать это? |
Он (она) никогда не… |
Что произойдет, если Вы увидите такую возможность? |
Это невозможно… |
Если бы это было возможным, что потребовалось бы тогда? |
свернуть