ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ или ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель: развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.
"Подать добрый пример так же хорошо,
как и следовать ему."
© Бэкон
МЕДИАЦИЯ – это альтернативная форма разрешения спора или предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в присутствии третьего независимого и нейтрального человека.
МЕДИАТОР – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации.
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ:
1.Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.
2.Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.
3.Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.
4.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Добровольность. Конфликтующие стороны нельзя заставить участвовать в медиации. Более того, в любой момент они, как и сам медиатор, вправе отказаться от ее продолжения. Добровольность выражается и в том, что медиатор выбирается обеими сторонами конфликта.
Равноправие сторон. В процессе медиации всем участникам предоставляются равные права: в высказывании своих позиций и интересов, в том числе в выражении своего мнение, как по поводу процедуры медиации, так и по поводу предполагаемого решения конфликта. Каждая из сторон обладает равными возможностями быть услышанной как другой стороной, так и медиатором.
Конфиденциальность. Это один из основополагающих принципов медиации. Стороны, участвующие в ее процедуре, обязаны хранить в тайне и не использовать в корыстных и других посторонних целях полученную информацию. Конфиденциальность медиации позволяет сторонам спора обсуждать свои действительные интересы, не опасаясь их недобросовестного использования одним из участников медиации.
Независимость и беспристрастность медиатора. Независимость и беспристрастность медиатора заключается в том, что он не может навязывать какой-либо из сторон свою позицию, не выносить оценок или суждений, касательно слов или действий участников спора. Управляя процессом переговоров, медиатор должен воздерживаться от прямых советов и избегать фраз, которые могут быть интерпретированы в пользу одной из сторон.
Сотрудничество. Во время медиации посредник создает и поддерживает атмосферу доверия, сотрудничества и взаимного уважения, стремясь обеспечить эмоционально-психологический комфорт вовлеченных в спор сторон.
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ МЕДИАЦИЯ ШКОЛЬНИКАМ:
1.Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
2.Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
3.Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
4.Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
5.Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
6.Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
7.Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.